Истории вещей. Рассматриваем золотой венок из коллекции Бахрушинского музея

0
67

Истории вещей. Рассматриваем золотой венок из коллекции Бахрушинского музея

Знакомимся с певицей Екатериной Семеновой — обладательницей одного из самых красивых голосов российской оперной сцены ХIХ века — и любуемся подарком, преподнесенным ей поклонниками.

Сегодня в рубрике «Истории вещей» — лавровый венок из золота и серебра, который некогда украшал прическу одной из главных див оперной труппы Большого театра конца XIX века Екатерины Семеновой. Сегодня он хранится в коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.

Драгоценный подарок

В коллекции Алексея Бахрушина есть много золотых и серебряных лавровых венков с выгравированными дарственными надписями, преподнесенных видным деятелям культуры Российской империи. Такие венки было принято дарить по случаю знаменательной даты, юбилея выхода на сцену, исполнения какой-либо роли или ко дню рождения.

Лавровый венок со времен Античности был символом славы и победы. Лавровое дерево считалось символом Аполлона, бога — покровителя искусств. Венком из ветвей лавра награждали победителей Пифийских игр, спортивных и художественных соревнований, которые устраивались в Древней Греции в честь Аполлона.

По какому случаю свой ювелирный венок из золота и серебра получила Екатерина Семенова, остается загадкой. Известны лишь имена дарителей. Ими были дворяне, поклонники таланта певицы. На восьми листьях украшения выгравированы их фамилии — Кугушева, Андрущенко, Вадбольский, Офросимов, Трифановский, Паливанов, Каранчевский и Бранденбург.

Актриса с роскошным сопрано

Екатерина Александровна родилась в 1821 году. Обучалась пению в Петербургском театральном училище у итальянца Карло Соливы, чьими учениками были Константин Лядов и Николай Вителяро. Фредерик Шопен высоко ценил его вокально-педагогическую систему. В 20 лет Семенова дебютировала на сцене Петербургского оперного театра, а в 26 лет поступила в Большой театр в Москве.

Истории вещей. Рассматриваем золотой венок из коллекции Бахрушинского музея

Современники отмечали выразительность ее голоса, красоту тембра и яркое сценическое дарование. Она обладала самым высоким, легким и подвижным женским певчим голосом — лирико-колоратурным сопрано. Обычно обладательницам такого голоса доставались образы молодых героинь. Семенова справлялась со всеми видами украшений (колоратур) в вокальных партиях, такими как, например, трели.

Екатерина Александровна исполняла партии Антониды в опере «Жизнь за царя», Надежды в «Аскольдовой могиле», Виолетты в «Травиате». Она выступала почти во всех московских постановках опер композитора и друга Пушкина Алексея Верстовского, создателя опер «Аскольдова могила», «Громобой», «Вадим».

Три лирических образа: Людмила, Эсмеральда и Наташа

Екатерина Семенова стала одной из первых исполнительниц партии Людмилы в опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила». Опера по одноименной поэме Александра Пушкина была впервые представлена в 1842 году на сцене петербургского Большого (Каменного) театра.

Михаил Глинка приступил к созданию оперы уже после смерти поэта, поэтому за помощью в создании либретто он обратился к своим друзьям и знакомым: Валентину Ширкову, Нестору Кукольнику, Николаю Маркевичу и другим. Публика довольно холодно встретила постановку, многие критиковали небрежно составленное либретто.

Спустя четыре года постановку перенесли в московский Большой театр. Одной из первых партию Людмилы исполнила Семенова. Ария «Грустно мне, родитель дорогой» в ее исполнении неизменно заканчивалась овацией. Певице удалось создать особенный характер своей героини — прощаясь с отчим домом, ее Людмила одновременно серьезна и шаловлива.

В 1847 году Екатерина Семенова исполнила главную партию в опере Александра Даргомыжского «Эсмеральда» по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». В основу оперы легло либретто, которое написал сам Гюго для оперы своей подруги — композитора Луизы Бертен.

Истории вещей. Рассматриваем золотой венок из коллекции Бахрушинского музея

Романтическая опера имела успех, на премьере композитора вызывали на сцену восемь раз, что стало прецедентом для Большого театра. Однако в отличие от оперы «Руслан и Людмила», интерес к которой со временем только рос, эта постановка была исключена из репертуара уже через год.

В 1856 году на сцене театра-цирка в Санкт-Петербурге состоялась премьера другой оперы Даргомыжского «Русалка» по сюжету неоконченного произведения Александра Пушкина. Сюжет не имеет ничего общего с известной сказкой Андерсена: русалка здесь становится символом не бескорыстной любви, а возмездия. Дочь мельника Наташа бросается от отчаяния в реку — ее возлюбленный, князь, оставил ее ради знатной невесты. Но даже на дне к ней не приходит покой. Утопленница просит маленькую русалочку своим пением заманить изменника в пучину.

Роль Наташи Семенова исполнила в 1859 году, когда оперу перенесли в Москву.

Высший свет холодно принял «Русалку», после 11 представлений оперу исключили из репертуара. Только в 1865 году ее возродили на сцене Мариинского театра, и тогда опера возымела успех и прочно вошла в репертуар. Сегодня «Русалка» является классическим образцом русского оперного искусства.

Возможно, за одну из этих трех ролей оперной диве и преподнесли в подарок золотой лавровый венок.